|
Мифология и история знака Овен
На сегодняшнем небосводе знак Овна изображается в виде кроткой овечки. Однако ассирийцы называли первое созвездие Зодиака Лу-Хун-Га, что означает "наемный работник" или "поденщик".
Некогда финиковые пальмы или близкие им виды опылялись естественным путем, с помощью ветра, но уже древние шумеры искусственно опыляли женские растения, чтобы добиться максимального урожая. А плоды финиковой пальмы в древние времена были своего рода твердой валютой, на рисунках древних шумеров пальма называется даже древом богов или деревом вечной жизни. Не то ли это райское дерево "познания добра и зла", которое так тщательно охранялось в саду Эдема? финиковая пальма была важнейшей растительной культурой, одной из старейших в Месопотамии, и, безусловно, первым в мире деревом, которое люди стали специально выращивать для своих нужд.
Однако, несмотря на столь важную роль "поденщика", боги вряд ли допустили бы появление помощников и слуг на небесах, в когорте богов. Ведь весь Зодиак - это своеобразный памятник богам и их деяниям. Скорее всего, знак Овна связан с некой отправной точкой, началом Творения (или очередной "реконструкцией" сотворенного, "перестройкой" того, что уже когда-то было создано, но пришло в негодность и разрушилось).
О том, что сотворение мира произошло весной, причем именно под звездами зодиакального Овна, говорят религии многих народов. В античные времена в Овне располагалась точка весеннего равноденствия, от которой по сей день ведется отсчет знаков Зодиака; оттого-то Овен и считался главой Зодиака. С весеннего равноденствия начинался и новый год. Новый год праздник миротворения, память о том, что все возвращается на круги свои и повторяется. А раз новый год начинается со знака Овна, то и мир был создан под знаком Овна.
Согласно многим древним традициям, миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела жертвы образовался мир. Древние же мистериальные обряды и инициации, связанные, в частности, с празднованием Нового года, как бы повторяли эту космогоническую драму. Поэтому и принесение в жертву Авраамом Исаака, так же как и замена этой жертвы овном, равно по своему значению миротворению и в известной степени началу новой звездной эры - эры Овна. Началом новой эры является и библейский Исход, также происшедший под знаком Овна. Связанного с Исходом пасхального ягненка Закон предписывал зажарить целиком на двух крестообразных палках.
Давно уже указывалось, что замена сына Авраама жертвенным овном символизирует отмену человеческих жертвоприношений. В частности, именно это и символизирует наступление эры Овна: уже во II тысячелетии до н. э. засвидетельствован обычай заменять человеческую жертву ягненком, хотя в особенно большие праздники все же предпочитали приносить человеческую жертву. Подобный шумерский обряд существовал и в родном городе Авраама Уре.
Здесь надо вспомнить о том, что Ной, после того как воды Потопа схлынули и появилась возможность выйти на сушу, первым делом принес жертву богам. И боги смилостивились над ним, утвердив жертвоприношение как способ вызова богов, а радугу - как подтверждение этого. И если в допотопные времена роль жертвы часто приходилось играть самому человеку, то в новые времена человеческая жертва была заменена животным.
В древнем клинописном тексте времен знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.) в уста древневавилонского бога Эа (Энки) вкладываются следующие знаменательные слова: "Агнец - замена человека. Агнца дает он за свою жизнь". К этой же эпохе Библия относит ветхозаветного праотца Авраама - родоначальника еврейского народа и выходца из шумерского Ура, вероятно, разрушенного Хаммурапи.
С образом зодиакального Овна связана и иудейская, и христианская Пасха, с ним же впоследствии был соединен образ искупительного пасхального агнца. Таким образом, образ искупительной жертвы появился задолго до христианства. Очевидно, главное направление христианства, которое удержалось и восторжествовало, выросло из секты, которая продолжала почитать Спасителя под видом ягненка; видимо, это была египетская секта. Изображения распятия в раннехристианском искусстве отсутствуют; христиане избегали его, дабы не быть неправильно понятыми язычниками, с точки зрения которых это была самая позорная казнь, предназначенная в первую очередь для рабов и несовместимая с понятием Божества.
Далее
|
|