|
Козерог - мифология и история знака
Он стал главным действующим лицом в освоении природных ресурсов Земли, а также в создании и развитии всего человечества. Со временем человечество, первоначально рассматриваемое богами только в качестве помощников и слуг, приобрело способность к размножению (так называемое падение) и самостоятельность, что позволило выйти из-под жесткого контроля со стороны богов и развить собственную, человеческую цивилизацию. Между двумя братьями, а позднее их потомками постоянно существовала вражда за сферы влияния. Более того, все, что относилось к Энки и находилось в южной полусфере, стало называться нижним царством и приобрело негативный оттенок подземелья. Все же, что относилось в Энлилю, называлось пределом верхнего царства и стало верхом божественного совершенства.
Впоследствии шумерские предания были восприняты другими народами древности, развившими на этой основе различные системы религиозной философии, включая и пантеоны древних богов.
В одном из шумерских текстов говорится о том, что боги путешествовали в небесных ладьях и выходили из морских небес. Это были люди-рыбы, и они направлялись к берегу. В трудах Бероса содержится пересказ легенды об Оаннесе, существе, одаренном разумом, боге, явившемся ш Эритрейского моря, граничащего с Вавилонией, в первый год сошествия царства небесного на Землю. Три греческих историка, благодаря которым известно о содержании трудов Бероса, писали о периодическом появлении на Земле божественных людей-рыб, выходящих из Эритрейского моря, которое мы сегодня называем Аравийским (западная часть Индийского океана).
Шумерский текст, легший в основу аккадских Табличек о Всемирном Потопе, рассказывает о том, как началось первое освоение суши богами, выходящими из морской бездны. Во всех текстах говорится, что богом, первым вышедшим из моря на край болот и сказавшим знаменательную фразу: "Здесь мы будем жить!", был Энки, в тексте называемый Нудиммудом ("тем, кто делает вещи"). Имя ЭН.КИ (в переводе "господин твердой земли") и ЭЛ ("тот, чей дом -- вода") наиболее полно передают идею зодиакального Козерога, то есть символа выхода из морских пучин и укрепления на твердой земле. Город Месопотамии Эриду был построен на искусственно созданной платформе, в отвоеванном у болот пространстве. Об этом мы читаем в тексте, названном СТ. Крамером "Мифом об Энки и Эриду": "Господин морских глубин царь Энки построил дом себе; вдоль побережья вод он дом себе построил; Эриду, горе подобный, поднял его над землей..."
На древнешумерских Таблицах Энки часто изображается среди кувшинов с текущей жидкостью, да и сам он окружен струями воды. Одно из его имен - Повелитель текущих вод. Отличительным признаком его, как и всех шумерских богов, был головной убор, украшенный рогами.
С именем Энки связывается таюке установление порядка и "золотой век" на Земле, о чем говорит текст, условно названный исследователями "Мифом об Энки и порядке на Земле". Сохранилось и изображение печати, на котором мы видим ладью Энки (он в центре в рогатом шлеме, признаке богов), путешествующую по заболоченным тростниковым водам. Эта лодка имеет особое название - МА.ГУР ("лодка, в которой плавают в окрестностях").
Легенды о Пане (греческом боге с козлиным телом и уникальной потенцией) перекликаются с мифами об Энки, который с помощью многочисленных и не всегда допустимых с точки зрения современной морали сексуальных связей с божествами женского рода стремился обеспечить себе восхождение.
Далее
|
|